Перейти на Sec.Ru
Рейтинг@Mail.ru

25 февраля 2015

Какое будущее ждет RFID технологию в России?

Какое будущее ждет RFID технологию в России?

Анастасия Григорьева,
Ведущий специалист группы информационного
сопровождения проектов ОАО «НПП «Радар ммс»

 

История развития технологии радиочастотной идентификации (RFID) достаточно длительна, и ее рассмотрение вполне можно начать с момента изобретения радио Дж. Маркони вследствие наличия схожих принципов в технологии их работы. Однако наиболее приближенный к сегодняшним реалиям вид технология RFID получила в 30-х гг. XX века при разработке исследовательской лабораторией ВМС США системы «свой-чужой», которая активно применялась союзниками во время Второй мировой войны для определения, своим или чужим является объект в небе. Подобные системы до сих пор используются как в военной, так и в гражданской авиации. В промышленности первые пользователи данной технологии появились лишь в середине 50-х гг. во время активного обсуждения данной тематики в научных кругах. Ограниченное количество решений в то время было связано с высокой стоимостью и крупномасштабностью самого оборудования. 70-е гг. характеризовались активной разработкой разнообразных модификаций RFID-систем для применения в логистике, библиотеках, системах идентификации животных, транспорта и т. д. В 80-е и 90-е гг. произошло активное развитие пассивных меток и расширение областей их применения. В начале XXI века RFID начинает активно применяться в розничной торговле и логистике такими ритейл-гигантами, как Walmart, Target, Metro. Некоторые государственные органы, например министерство обороны США, в то же время стали продвигать данную технологию среди своих поставщиков. Рост заинтересованности в технологии послужил толчком для формирования организации, де-факто являющейся разработчиком стандартов для RFID-технологии, – EPCGlobal. И с этого момента RFID-технология стала постепенно завоевывать рынок. 

По мнению экспертов, суммарный показатель количества проданных меток с 1943 по 2014 г. составил 26 млрд шт., причем 25 млрд из них пассивные. За это время наибольшей популярностью RFID-метки пользовались в таких направлениях, как системы контроля и управления доступом (СКУД), ритейл, билеты (таблица 1). 

 

Таблица 1

Популярные направления внедрения RFID-меток с 1943 по 2014 г.

Источник: отчет компании IDTechEx

 

Согласно отчету компании IDTechEx, в 2014 г. общий объем рынка RFID составит ,89 млрд по сравнению с ,7 млрд в 2013 г. и ,96 млрд в 2012 г. Эти цифры включают показатели по рынкам меток, считывателей и программного обеспечения, а также другого дополнительного оборудования. По прогнозам, в 2024 г. рынок вырастет до ,3 млрд. 

Наиболее популярным на сегодняшний день является направление по маркировке одежды, (внедрено 3 млрд. меток в 2014 г.), на втором месте находятся решения для транспорта (700 млн. меток в 2014 г.). Идентификация животных (например, свиней, овец и других домашних животных) в настоящее время также становится все более актуальной. Процедура является законодательно необходимой в ряде стран (Китай, Австралия). Таким образом, порядка 425 млн. меток ежегодно используются для этого сектора. В общей сложности в 2014 г. будет продано 6,9 млрд. меток по сравнению с 5,8 млрд. в 2013 г. Большую часть этого роста составят сверхвысокочастотные пассивные метки (UHF-диапазон), которые по объему продаж в 2014 г. превзойдут суммарный показатель продаж 2012 г. высокочастотных (HF) и низкочастотных (LF) тегов. Тем не менее, в 2013 г. объем продаж UHF-меток в стоимостном выражении составил лишь 11% от объема продаж HF-меток. В чем же причина? 

Если мы рассмотрим распределение объема потребления рынка в стоимостном выражении, то наибольшее количество средств в данную технологию в настоящее время вкладывают в области финансов и безопасности, где используются в основном HF-чипы (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение объема потребления RFID-систем в стоимостном выражении (2014 г.)

 

По прогнозам, в 2024 г. ситуация несколько изменится и наиболее перспективным для продаж направлением будет являться ритейл, что, скорее всего, повлечет за собой рост потребления UHF-меток (рис. 2).

 

Рис. 2. Распределение объема потребления RFID-систем в стоимостном выражении (2024 г.)

Несмотря на длительную историю развития RFID-технологии, ее внедрение в России до сих пор находится на начальной стадии. Активное продвижение технологии на отечественном рынке началось в 2005-2006 гг., когда компании-интеграторы стали не только предлагать решения на базе RFID, но и вести активную маркетинговую политику по их продвижению: публикации статей, создание интернет-порталов, участие и организация выставок и семинаров. Несмотря на повышение осведомленности потребителя о технологии, уровень ее внедрения оказался ниже, чем ожидали производители и интеграторы. В результате если проанализировать активность продвижения технологии после 2006 г., то следующий пик наблюдался лишь в 2012 г., когда компании-потребители стали постепенно выходить из кризиса и искали новые пути повышения конкурентоспособности на рынке. 

Оценить объем российского рынка RFID-технологии достаточно сложно, основными причинами являются, во-первых, нежелание компаний-производителей и интеграторов делиться информацией во избежание дополнительной конкуренции; во-вторых, сложность в идентификации импортного оборудования в связи с широким классификатором кодов ТН ВЭД, которые могут использоваться при ввозе комплектующих и готовых изделий для RFID-систем. Однако, по словам экспертов, объем рынка в 2012 г. превысил показатели 2010 г. на 45%. В настоящее время на рынке наблюдается спад в связи со сложившимися экономическими обстоятельствами. Часть планируемых к реализации проектов пока заморожена до лучших времен. 

В настоящее время на рынке присутствует два основных вида технологии радиочастотной идентификации: кремниевая (полупроводниковая) и основанная на поверхностно-акустических волнах. Первая из них наиболее популярна и широко используема, вторая пока встречается только в пилотных проектах. Отличительные особенности данных технологий представлены в таб. 2. 

 

Таблица 2

Отличительные особенности кремниевой и ПАВ технологий

В настоящее время на отечественном рынке существует несколько основных видов компаний, предлагающих RFID-оборудование: дистрибьюторы (не занимаются напрямую внедрением оборудования), интеграторы (занимаются построением комплексных решений), производители (отчасти занимаются внедрением разрабатываемого оборудования). Сегодня в России представлено большое количество зарубежного оборудования. До сих пор отсутствует серийное производство отечественных UHF-чипов для меток (собственный дизайн и разработка). При производстве меток российские компании зачастую используют чипы американской компании NXP. В 2015 г. одна из крупнейших российских компаний, занимающаяся производством RFID-технологии, планирует запустить у себя на производстве полный цикл от разработки дизайна UHFRFID чипа до внедрения комплексной системы на объекте заказчика. Пока же на российском рынке производятся лишь чипы HF частотного диапазона. 

При рассмотрении импорта стоит отметить, что наиболее популярным на российском рынке является оборудование американских компаний. Европейское оборудование зачастую дороже, вследствие чего покупатели не всегда останавливают на нем свой выбор. Азиатское оборудование делится на два типа: более качественное и дорогое (Гонконг и Южная Корея) и более дешевое и зачастую используемое для простых решений (Китай). Российское оборудование пока не столь популярно, как зарубежные аналоги. 

Большинство компаний, осуществляющих свою деятельность по продвижению RFID-технологии, находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Для расширения географии внедрения дистрибьюторы постоянно проводят региональное обучение, освещая основные преимущества использования RFID-технологии. Результатом послужил рост числа компаний-интеграторов в таких городах, как Казань, Екатеринбург, Краснодар, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород. 

Анализ существующей ситуации на рынке RFID свидетельствует о том, что наиболее популярными областями внедрения являются логистика, производство и контроль доступа. Также стоит отметить фармацевтику и ювелирную промышленность. До последнего времени еще одним успешно развивающимся направлением являлись библиотеки, внедрение RFID-технологии в которых поддерживалось государством. Сегодня государственные программы финансирования в данной области заканчиваются, из-за этого наблюдается снижение интереса интеграторов и производителей к данному направлению. Согласно мнению экспертов, в ближайшее время на отечественном рынке можно будет заметить следующие точки роста RFID: 

• Почта. Российская компания «РСТ-Инвент» совместно с ФГУП «Почта России» планируют в ближайшее время запустить пилотный проект по маркировке почтовых отправлений в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Новосибирск. 

• Легкая промышленность. Правительство планирует маркировать всю продукцию легкой индустрии на территории Таможенного союза. Пилотный проект по идентификации меховых изделий планируется запустить в 2015 г. 

• Военная промышленность. Несмотря на активную деятельность компаний-производителей и интеграторов RFID-технологии, стоит отметить, что на рынке существует большое количество проблем, препятствующих ее продвижению: высокая стоимость оборудования; низкий уровень государственной поддержки (обеспечение компаний рыночными нишами по сбыту); низкий уровень технологической базы, используемой на предприятиях потребителя; нехватка российских стандартов; низкая осведомленность потребителей. В последний год на российском рынке возобновили активную маркетинговую деятельность по продвижению технологии: стали появляться новые статьи в журналах, повысился интерес к технологии на выставках. Однако для крупномасштабного продвижения технологии этого мало. Если рассмотреть пример наших западных коллег, а именно Франции и Германии, являющихся одними из лидеров по внедрению RFID, стоит отметить, что повышение интереса к RFID-технологии со стороны потребителя было связано прежде всего с государственной поддержкой, направленной на предоставление рыночных ниш для внедрения технологии, а также с совместной работой всех игроков на рынке с целью продвижения технологии, а не конкретно своего продукта. Для наглядности можно отметить такие ежегодные мероприятия, как RFID-Congress во Франции, реализуемый французским национальным RFID-центром (CN RFID) совместно с информационной сетью RFID in Europe. Основной целью мероприятия является не только представление потребителям инновационных решений в области RFID- и NFС-технологий, но и ознакомление их с опытом компаний, уже внедривших оборудование несколько лет назад. Отечественным производителям конгресс может быть интересен с точки зрения ознакомления с последними тенденциями рынка, так как большинство из представляемых новинок появилось на рынке не более года назад, но уже нашло своих потребителей. Что касается компаний, задумывающихся о внедрении технологии, им будет интересно услышать результаты опыта применения технологии другими компаниями, причем как положительные, так и отрицательные. 

Еще одним интересным мировым событием в области RFID-технологии является выставка EUROID и конференция IDworld, проводимые ежегодно в Германии и ОАЭ. Мероприятие, направленное в большей степени на продвижение компаний и их решений. На выставке в последние годы можно встретить все больше российских посетителей. 

Также стоит упомянуть об интересном событии в области ПАВ-индустрии - SAWSymposium, проводимом раз в два года в Австрии компанией CTR. Участие в этом симпозиуме может быть интересно компаниям, занимающимся ПАВ-технологиями, так как в основном мероприятие направлено на технических специалистов с целью освещения новых научных подходов по решению возникающих проблем в области ПАВ-технологии. 

В завершение хотелось бы отметить, что западные коллеги положительно настроены на работу с российскими компаниями, причем не только по продаже им своей продукции, но и по совместной разработке новых решений. Однако все они отмечают отсталость отечественного рынка приблизительно на 7-10 лет и подчеркивают начальную стадию его развития. Может быть, стоит оглянуться на зарубежный опыт, изучить подходы западных коллег как к разработке инновационных решений, так и к их продвижению, что позволит быстрее и качественнее расширить области применения технологии радиочастотной идентификации в России. 

 

Автор выражает особую благодарность всем респондентам, принявшим участие в первичных маркетинговых исследованиях. 

Источники:

  1. Das R., Harrop P. RFID forecasts, players and opportunities. 2014-2024. 
  2. Report of IDTechExcompany.

 

Опубликовано в Журнале «ТЗ» («Технологии Защиты»), 6/14

Просмотров: 862

Ваши комментарии:

Для того, чтобы оставлять коментарии, Вам нужно авторизоваться на Sec.Ru. Если У Вас еще нет аккаунта, пройдите процедуру регистрации.


Информация

  • Снимай крутую видеорекламу - выкладывай на Sec.Ru!

    Рекламный ролик - один из самых эффективных способов донесения информации. И он отлично подходит для рекламирования любой продукции, в т.ч. и продукции рынка систем безопасности.
    Поэтому редакция Портала решила составить свой рейтинг лучших рекламных видеороликов. Все они разные и все чем-то покоряют: красотой, задумкой, стилем съемки, посылом, необычным финалом.
    Некоторые из них язык не повернется назвать иначе как шедевром короткого метра. Смотрим, наслаждаемся, делаем заметки, учимся творить рекламу правильно.
    Если Вы хотите выложить видеоролик о своей продукции на Sec.Ru, пишите о своем желании на adv@sec.ru!

    Картинка: Jpg, 100x150, 16,47 Кбайт

    Мотор!

Отраслевые СМИ

Все права защищены 2002 – 2017
Rambler's Top100 �������@Mail.ru