Перейти на Sec.Ru
Рейтинг@Mail.ru

24 февраля 2012

Единая Дежурно-Диспетчерская служба

В  современном мире автоматизации и управления зданиями и коммуникациями не обходится не один город или даже крупно населенный пункт. Для централизованного контроля и обработки информации от различных источников информации о нарушении и нормальной работы систем жизни обеспечения предусмотрен пункт Единой Дежурно – Диспетчерской службы (ЕДДС).
Основание для создания данной системы послужили следующие постановления:
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
  • Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»,
  • Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.    № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  • Постановлений Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»,
  • Приказа МЧС РФ от 08.07.2004 года № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».
ФУНКЦИИ ЕДДС

  1. сбор, обобщение и распределение  информации по линии Службы 01 (112) и от систем мониторинга подвижных объектов;
  2. сбор и обработка данных о ЧС, состоянии сил и средств  и доведение этой информации до органов управления;
  3. подготовка исходных данных для принятия решений на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и планирования их выполнения, выработка вариантов возможных решений и планов;
  4. доведение необходимых распоряжений, указаний нижестоящим органам управления (ПЧ), автоматизация управления технологическими процессами (открывание ворот, включение сирены и т.п.);
  5. накопление, хранение и выдача данных о ЧС, потенциально опасных объектах, силах, средствах, маршрутах, ресурсах и способах предотвращения и ликвидации ЧС, в том числе картографической информации с тематическим наполнением;
  6. психологическая помощь, контроль принимаемых решений, протоколирование всех действий (в т.ч. запись переговоров) и оповещение соответствующих должностных лиц и служб;
  7. представление сводной, отчетной и справочной информации;
  8. взаимодействие с СЦ различного уровня.

ЕДДС функционирует круглосуточно. Какие оперативные задачи она решает:

- принятие немедленных мер по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных;
- принятие решения по спасению жизни людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования действий с вышестоящими структурами управления.
ЕДДС создаются при городских органах управления ГОЧС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС могут создаваться при органе местного самоуправления. В городах — административных центрах субъектов Российской Федерации ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (министерства или главного управления ГОЧС) субъекта Российской Федерации с возложением на последний дополнительных задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления ГОЧС могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.
ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения.
В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а также специалисты — аналитики информации по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации и подготовки вариантов решений) и операторы — диспетчеры (для сбора и распространения между ДДС информации о чрезвычайной ситуации).
ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации функционирования ОСОДУ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города.
Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации.
С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС, обеспечения возможности интеграции автоматизированных систем (АС) ОСОДУ в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения финансовых затрат МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику в части создания ЕДДС.
В 1998 году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России был подготовлен пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате Правительством Российской Федерации было выпущено поручение по вопросу создания ЕДДС в городах России.
Во исполнение поручения вышел приказ МЧС России № 517 от 25.08.98 г., который ввел в действие разработанную «Концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации». В соответствии с требованиями этого приказа был также разработан и утвержден ГОСТ Р22.7.01-99 «ЕДДС. Общие положения».
Стандарт разработан с целью единого понимания назначения, состава решаемых задач, структуры, порядка создания и функционирования единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации. Этот документ является первым разработанным государственным стандартом в системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в области создания единых дежурно-диспетчерских служб. Объектами стандартизации в настоящее ГОСТ приняты общие организационно-технические положения, общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь при создании и обеспечении функционирования ЕДДС на всей территории Российской Федерации.
На федеральном уровне проводится определенная работа по снижению стоимости создания ЕДДС. Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50 % от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ЕДДС в каждом городе может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке. МЧС России проводит большую работу по организации разработки типовых проектов автоматизированных систем (АС) ЕДДС, созданию типового программного обеспечения на основе долевого участия субъектов Российской Федерации, обеспечению скидок на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки в регионы, использованию таких современных форм финансирования как лизинг, товарные кредиты и других.

Состав и функционирование ЕДДС города

ЕДДС города должна включать в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему. Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет АС ЕДДС, которая должна представлять собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ). АС ЕДДС города должна сопрягаться с городским информационно-управляющим центром или абонентским пунктом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.
В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному реагированию при возникновении чрезвычайной ситуации. В этом режиме осуществляется постоянный контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечивается сбор, обобщение и анализ информации о возникших чрезвычайных ситуациях за сутки дежурства, представляются соответствующие доклады по подчиненности, готовятся корректируются специальные оперативные планы по реагированию ДДС на чрезвычайные ситуации.

Основная схема реализации ЕДДС

В режиме повседневной деятельности в ЕСОДУ осуществляется обмен информацией:

- о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности;
- обобщенными данными за сутки о возникших чрезвычайных сигуациях и принятых мерах по их ликвидации.
ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвидации угрозы ЧС или самой ЧС требуются совместные действия трех и более городских ДДС, входящих в ЕСОДУ.
Оперативные дежурные службы городских районов в высшие режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла угроза или непосредственно чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий городских ДДС. Центральные диспетчерские органы (ЦДО) городских служб переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.
Прием первичной информации об угрозе ЧС или возникновении ЧС от населения организуется в ЕДДС, ЦДО городских служб, ОДС районов города (в дальнейшем этот прием будет обеспечиваться только в ЕДДС).
Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ, как правило, организуется через ЕДДС. При этом ЕДДС от других ДДС передается информация только о таких чрезвычайных ситуациях, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация передается по нескольким видам связи.
Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и распространяет первичную информацию о чрезвычайной ситуации между ДДС, входящими в ЕСОДУ.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому сообщению принимаются необходимые решения.
ЕДДС обобщает полученные данные, готовит рекомендации по совместным действиям ДДС и доводит подготовленную информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации или ее угрозы.

На организационном этапе создания ЕДДС города необходима подготовка следующих документов:

  • положения о ЕДДС города;
  • инструкции по обмену информацией с ЕДДС;
  • плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;
  • дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);
  • технического задания на создание автоматизированной системы ЕДДС;
  • других регламентирующих документов (при необходимости).
Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в штатную
эксплуатацию АС ЕДДС в составе следующих элементов: узла связи; центра оповещения; геоинформационной системы.

Участниками создания ЕДДС могут являться:

  • местные органы власти (вопросы согласования организационных вопросов между различными службами, какими правами наделяется ЕДДС, что переходит от экстренных служб к ЕДДС, вопросы финансирования создания и содержания ЕДДС, административное деление, адресация зданий, административные границы, наименование площадей, улиц и переулков, пожарные команды, станции скорой помощи, офисы полиции);
  • местные органы управления ГОЧС (оборудование центра управления, вопросы согласования действий различных служб, подготовка операторов, подготовка проекта создания ЕДДС и др.);
  • ведомственные службы экстренного реагирования — полиция, скорая медицинская помощь, пожарные и др. (использование и пополнение базы данных, согласование вопросов взаимодействия с ЕДДС и др.);
  • телефонные компании (оборудование, номера телефонов, маршрутизация вызовов, модернизация телефонных сетей, создание интегрированных сетей связи и передачи данных);
  • компании сотовой радиосвязи (номера, развитие зон обслуживания, маршрутизация вызовов и др.).

Скриншоты программы ЕДДС:


Вывод - Что нам даст эта служба?!

Недавно американскими разработчиками был разработан сотовый телефон работающий без подзарядки около 15 лет от одной пальчиковой батарейки. Память энергонезависимая и это дает ему работать без подзарядки и хранить достаточно номеров для экстренного вызова служб спасения и помощи.

Литература:

  1. http://www.arspas.ru
  2. http://www.pojar.ru/articles/i869.html
  3. http://www.pojar.ru/articles/i865.html
  4. http://www.rg.ru/2004/01/20/4p-doc.html
Просмотров: 19263

Мнения экспертов

  • Михеев Б.Н.Михеев Б.Н.
    ООО Сервисно-технический центр "Охранные системы"
    главный инженер
Статья в общем раскрывает содержание заглавия. Проведенный автором анализ положений руководящих документов показал хорошее знание темы, однако допускаемые неточности формулировок (например: одной из задач ЕДДС названа "принятие немедленных мер по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных", хотя в ГОСТ Р 22.7.01-99 указано " … к экстренным действиям по оповещению и информированию … ", что, согласитесь несколько разнится) могут привести к неправильному пониманию целей и задач функционирования ЕДДС. Вопросы создания автоматизированной системы ЕДДС и интеграции ЕДДС муниципальных образований в единую федеральную систему актуальны, что определяет ценность данной статьи, однако собственно АС ЕДДС в предложенном материале отведено очень мало места. К сожалению, структура статьи оставляет желать лучшего, нарушается последовательность изложения материала, заключение получилось скомканным и непонятным.

Из представленного на отзыв материала неясно, является ли этот документ официальным и принятым к исполнению соответствующими структурами или это творческая работа автора, написанная с целью создания Единой Диспетчерской службы, в таком виде, как она ему представляется. Документы и организационно технические мероприятия по предупреждению и устранению факторов возможных чрезвычайных ситуаций, разрабатывались ещё в Советское время и находились под грифом секретности. Сбор и передача сведений о ЧС в силу известных причин был не очень оперативным и долгое время не поддавался автоматизации. Например, в части предупреждения землетрясений и возникновения цунами. Несмотря на развитую сеть оперативной передачи данных, существующую в настоящее время, возможность спутникового мониторинга больших территорий и наличия (создания) соответствующего, достаточно сложного и дорогостоящего программного обеспечения, узким местом в системе являются первичные датчики. Мало того, что они будут недешевы, но потребуется неисчислимое количество таких датчиков, что экономически на данном этапе нереализуемо. В случае реализации подобной системы, потребуются колоссальные затраты на ее техническое обслуживание. Даже в том случае, если все элементы системы обеспечат сто процентную надежность, что недостижимо. Кроме технических и финансовых проблем, возникает организационно-мобилизационная проблема, т.к. современное общество дезорганизовано. Весьма сложно в этих условиях выполнить четкое взаимодействие всех исполнительных структур реагирующих на ЧС, а также провести индивидуальную подготовку каждого исполнителя. Есть ещё много доводов, но и приведенных достаточно, чтобы сделать вывод о неосуществимости и нецелесообразности ЕДДС в данный период и в таком виде. Автор не совсем полно изложил решения проблем стоящих перед Единой диспетчерской службой, также не затронуты проблемы и пути её практической реализации. Стремление создания полной автоматизированной единой диспетчерской службы, похвально и статья автора, одна из таких попыток. Хотелось бы в материалах отправляемых на отзыв, видеть расшифровки аббревиатур.

  • Крошкин А.Н.Крошкин А.Н.
    ООО "ПРОФИНТЕГРАЦИЯ"
    Заместитель генерального директора
Видимо автор пользуется устаревшей законодательной и нормативной базой и статья вносит некоторую путаницу в понимание роли, места и задач ЕДДС. Если говорить об органах управления в кризисных ситуациях, то на сегодняшний день сложилась структура, когда в администрации субъекта РФ или муниципального образования есть оперативные штабы, ситуационные центры и т.п., в структуре ГО и ЧС есть территориальные центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), а ЕДДС и ДДС отнесены к структуре «Системы единого вызова – 112» с несколько более узкими задачами, чем показано в статье. На этот счет есть Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г №958, которое ввело в действие «Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Этим Положением определены шесть служб, которые должны иметь ДДС и подключаться на номер «112». По тексту статьи речь идет скорее всего о ЦУКС, а скриншоты, например, приложены из Системы – 112. Вообщем, некоторая каша…

Ваши комментарии:

Для того, чтобы оставлять коментарии, Вам нужно авторизоваться на Sec.Ru. Если У Вас еще нет аккаунта, пройдите процедуру регистрации.


Автор

Информация

  • Снимай крутую видеорекламу - выкладывай на Sec.Ru!

    Рекламный ролик - один из самых эффективных способов донесения информации. И он отлично подходит для рекламирования любой продукции, в т.ч. и продукции рынка систем безопасности.
    Поэтому редакция Портала решила составить свой рейтинг лучших рекламных видеороликов. Все они разные и все чем-то покоряют: красотой, задумкой, стилем съемки, посылом, необычным финалом.
    Некоторые из них язык не повернется назвать иначе как шедевром короткого метра. Смотрим, наслаждаемся, делаем заметки, учимся творить рекламу правильно.
    Если Вы хотите выложить видеоролик о своей продукции на Sec.Ru, пишите о своем желании на adv@sec.ru!

    Картинка: Jpg, 100x150, 16,47 Кбайт

    Мотор!

Отраслевые СМИ

Все права защищены 2002 – 2017
Rambler's Top100 �������@Mail.ru